1.jpg
В Калужском музее изобразительных искусств открылась выставка «Картины ускользающего мира «Золотой век японской графики»». В экспозиции работы из самых знаменитых серий художественного жанра.

«Картины ускользающего мира» – не просто название или красивая метафора. Окружающее пространство ежесекундно меняется и как говорят философы ничего вечного в нём нет. Отсюда и направление в графике эпохи Эдо. По-японски эта фраза звучит «укиё-э». Понятие заимствовано из философии дзен-буддизма и подчёркивает эфемерность исчезающих мгновений. Марина Зверева — куратор выставки, отмечает, что это умение наслаждаться сиюминутным в быстро утекающей реке времени.

— Делалось это вручную. Если в Европе всё-таки были станочки какие-то уже в это время, в 17-ом веке, то здесь всё делалось вручную. Брался бамбуковый диск и медленно, аккуратненько… Бралась рисовая бумага волокнистая. Или ещё из тутового дерева делалась бумага вручную обязательно. Увлажнённая. И на доски наносилась краска, — объясняет Марина.

Произведения доставлены из Санкт-Петербурга. Экспозиция состоит из 63 ксилографий и подробных информационных стендов с описанием особенностей каждого жанра. Представлены работы из таких знаменитых серий как «36 видов Фудзи» Кацусики Хокусая, «Альбом птиц и цветов» Коно Байрэя, «Комические виды знаменитых мест в Эдо» Утагавы Хирокагэ и «53 станции Токайдо» Андо Хиросигэ.

Серия “53 станции Токайды” имела огромный успех, который можно объяснить тем, что путешествия были очень популярны среди широких слоёв населения Японии. Дело в том, что паломничество к святым местам часто было единственным способом отдыха работников. Маршруты детально прорабатывались заранее. И гравюры мастера были отличным способом погрузиться в мечтания о предстоящем отдыхе и более детально проработать маршрут по живописным местам Японии.)

С 17 по первую половину 19 веков гравюра не имела аналогов в странах Дальнего Востока и была необычайно популярна: ею украшали интерьеры домов, использовали в качестве афиш для театральных постановок, рекламы чайных домов и «весёлых» кварталов. Кроме того, расцвет укиё-э тесно связан с периодом возвышения Эдо (современного Токио). Уже к началу 18-го века город обладал миллионным населением и превосходил по размерам все европейские столицы. Именно тогда слава признанных шедевров ксилографии вышла за пределы Японии и пользуется большой популярностью до сих пор. В областном центре выставка будет работать до 5 июня.

Источник информации gtrk-kaluga.ru. При полном или частичном копировании материалов ссылка на eznews.ru обязательна!