Выставка включает свыше 120 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, а также костюмы, архивные документы, книги, модель парусного судна «Ингерманланд».
Идея проекта появилась ещё в прошлом году. Музей готовился к 2022 году – 350-летию со дня рождения Петра Великого. К разработке проекта специалисты приступили в самом начале января.
Большая часть произведений экспонируется впервые. К примеру, омичи познакомятся с неизвестной для зрителя работой, одной из жемчужин выставки – горельефом итальянского мастера Андреа Фантони «Великодушие Александра Македонского» (Петра I современники сравнивали с этим античным полководцем). Произведение чудом вошло в проект, ведь авторство и сюжет были установлены всего за 2-3 месяца до выставки. Тайну горельефа разгадал старший научный сотрудник музея имени М. А. Врубеля Евгений Груздов, который поставил задачу идентифицировать великолепное произведение. Ещё одна любопытность в том, что, возможно, это единственная работа Андреа Фантони в нашей стране и хранится она в Омском музее. Подробности о том, как Груздов определил авторство, обращаясь к Государственному Эрмитажу и итальянским специалистам, можно прочитать здесь.
«Там, где произошла осыпь материала, наши реставраторы подобрали шерстяные нити в тон. А это оказалось непросто. С этой стороны мы видим такие цвета, а если посмотреть на обратную сторону, то там цвета гораздо ярче – вышивка выгорела. Поэтому нужно было подобрать такие бледные тона, чтобы попасть в общий цветовой строй вышивки. В чем особенность этой работы – здесь Петр I со светлыми волосами. Почему – мы не знаем», — рассказала автор проекта, директор музея Фарида Буреева.
Куратор также уточнила, что восстановить первоначальные цвета не представляется возможным – это запрещено. Но в целом, реставраторам пришлось немало потрудиться, чтобы мы увидели произведения во всем их великолепии. Особенно, это коснулось графики. Многие листы были потемневшие, с загрязнениями, но омские эксперты прекрасно справились с задачей отбеливания и очищения бумаги. Из 80 графических произведений реставрацию претерпела примерно половина.
В числе уникальных произведений, экспонируемых на выставке, – листы альбома «Исторические события царствования Петра Великаго: Юбилейныя картины», происходящего из библиотеки 1-го Сибирского императора Александра I кадетского корпуса. В 1872 году по указу Александра II было организовано празднование 200-летнего юбилея Петра I. Одним из центральных событий программы стала выставка картин на Марсовом поле. На тридцати огромных полотнах были изображены основные деяния царя-преобразователя в хронологическом порядке. Выставка прошла с невероятным успехом. 14 картин хранятся в Русском музее (Санкт-Петербург), 16 утеряны.
«Мы пытались показать Петра I как человека своей эпохи. Человека, который своим трудом, своим примером построил большое государство, создал Российскую империю. Человека, который был потрясающе любознателен и обладающий потрясающей энергией. И, может быть, благодаря этой энергии и появился город Омск», — отмечает директор.
Экспозицию дополняют исторические костюмы фильма «Тобол» из собрания Тюменского музейно-просветительского объединения. Напомним, картина была показана в российских кинотеатрах в 2019 году. Сценарий был написан по одноименному роману современного автора Алексея Иванова. В Омске картину представлял артист театра «Ленком» Александр Лазарев-младший, который сыграл основателя Омской крепости Ивана Бухгольца.
«В фильме «Тобол» представлены наши герои: Петр I, Екатерина I, Иван Бухгольц, Матвей Гагарин. И поэтому тему «Пётр-Омск» мы пытаемся охватить и отразить, благодаря ещё и костюмам из фильма «Тобол». Мы очень признательны нашим коллегам из Тюмени, которые отозвались на наши призывы. Эти костюмы отшивались в мастерских Большого театра, над ними работали профессионалы. Это не художественная фантазия, это точная реконструкция», — подчеркнула Фарида Буреева.
Понравилась новость? Будем признательны, если вы поделитесь ею в социальных сетях с друзьями!