В России до 2025 года действует собственная стратегия экологической безопасности. Что это за документ, в чем его суть и какого его содержание – мы собрали ответы на эти вопросы в нашем материале. Итак, подробности читайте делее.
Что такое стратегия экологической безопасности?
Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года — это обширный документ стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определяющий основные вызовы и угрозы экологической безопасности, цели, задачи и механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности. Документ утвержден Указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 г. № 176 и вступил в силу со дня его подписания.
Суть стратегии экологической безопасности России до 2025 года
Как отметил в интервью журналу «ВВП» секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев (апрель 2016 года):
«По поручению Президента РФ заинтересованные органы исполнительной власти приступили к подготовке проекта новой Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года. Планируется, что она будет принята уже в текущем году. Разработка Стратегии находится на контроле аппарата Совета Безопасности».
При этом проект Стратегии, разработанный по поручению Президента Российской Федерации во исполнение решения Совета Безопасности Российской Федерации был размещён на федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru, где прошел широкую процедуру общественного обсуждения.
«В проекте Стратегии предусматривается внедрение наилучших доступных технологий на предприятиях, которые сегодня являются основными загрязнителями окружающей среды, — рассказал об основных положения документа секретарь Совбеза. — В результате этого предполагается значительно снизить уровень загрязнения атмосферного воздуха, объем сброса неочищенных сточных вод, а также уменьшить образование отходов производства и потребления» – говорит Николай Патрушев.
«Успех реализации мероприятий по внедрению наилучших доступных технологий на отечественных предприятиях будет зависеть от четкого функционирования системы взаимодействия между всеми уровнями исполнительной власти, научно-исследовательскими структурами, субъектами хозяйственной деятельности, гражданами и общественными организациями».
Также в рамках стратегии предполагается активизировать проведение научных исследований в области охраны природы и способствовать созданию и развитию системы экологических фондов. В документ также заложено проведение стратегической экологической оценки проектов и программ развития, создание системы экологического аудита.
В новой стратегии предлагаются методы решения экологических проблем в России на федеральном, региональном, муниципальном уровнях с целью обеспечения экологической безопасности. Заявлено о неблагоприятной экологической ситуации в стране. «Состояние окружающей среды РФ, где сосредоточены большая часть населения страны и наиболее продуктивные сельскохозяйственные угодья (составляет около 15 % территории страны), оценивается как неблагополучное по экологическим параметрам»,— говорится в пояснении к указу. Итогом принятой стратегии должна стать реализация государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности.
Реализации Стратегии экологической безопасности России
29 мая 2019 года Правительство утвердило Распоряжение № 1124-р, внесенное Минприроды России во исполнение Указа Президента России от 19 апреля 2017 года № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». Подписанным распоряжением утверждён план конкретных мероприятий, установлены сроки их реализации, определены ответственные исполнители.
План включает 18 разделов, связанных в том числе с развитием системы эффективного обращения с отходами производства и потребления, созданием индустрии утилизации отходов и их повторного применения[10]. Согласно Распоряжению, предполагается, что отходы производства и потребления, используемые в качестве вторсырья, получат особый правовой статус.
Срок исполнения установлен на 2019—2025 годы. В числе плановых мероприятий — строительство и модернизация очистных сооружений, в том числе с использованием технологий, снижающих объём и массу выбросов веществ, загрязняющих атмосферу и гидросферу. Помимо этого намечена реализация комплекса мер по сокращению рисков возникновения аварий на производственных объектах и чрезвычайных ситуаций техногенного характера, а также по ликвидации последствий воздействия на окружающую среду и восстановлению загрязненных территорий и акваторий.
Текст Стратегии экологической безопасности России
Стратегия экологической безопасности России на период до 2025 года
Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. № 176
I. Общие положения
1. Экологическая безопасность Российской Федерации (далее – экологическая безопасность) является составной частью национальной безопасности. Настоящая Стратегия – документ стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определяющий основные вызовы и угрозы экологической безопасности, цели, задачи и механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности.
2. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ “О стратегическом планировании в Российской Федерации” и другие федеральные законы, Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации”, Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г., и иные нормативные правовые акты Президента Российской Федерации.
3. Настоящая Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях.
4. Достижение целей экологической безопасности осуществляется путем проведения единой государственной политики, направленной на предотвращение и ликвидацию внутренних и внешних вызовов и угроз экологической безопасности.
II. Оценка текущего состояния экологической безопасности
5. Состояние окружающей среды на территории Российской Федерации, где сосредоточены большая часть населения страны, производственных мощностей и наиболее продуктивные сельскохозяйственные угодья (составляет около 15 процентов территории страны), оценивается как неблагополучное по экологическим параметрам.
6. Сохраняются угрозы экологической безопасности несмотря на принимаемые меры по снижению уровней воздействия на окружающую среду химических, физических, биологических и иных факторов, по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая аварийные ситуации на опасных производственных объектах, по адаптации отраслей экономики к неблагоприятным изменениям климата.
7. Окружающая среда в городах и на прилегающих к ним территориях, где проживает 74 процента населения страны, подвергается существенному негативному воздействию, источниками которого являются объекты промышленности, энергетики и транспорта, а также объекты капитального строительства. В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха проживает 17,1 млн. человек, что составляет 17 процентов городского населения страны.
8. Ситуация с качеством воды в водных объектах продолжает оставаться неблагоприятной, в первую очередь вследствие сбросов промышленных и бытовых сточных вод, поверхностных стоков вод с сельскохозяйственных угодий. Так, 19 процентов сточных вод сбрасывается в водные объекты без очистки, 70 процентов – недостаточно очищенными и только 11 процентов – очищенными до установленных нормативов допустимых сбросов. Сброс неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод является причиной загрязнения поверхностных и подземных вод, накопления в донных отложениях загрязняющих веществ, деградации водных экосистем. Это приводит к тому, что от 30 до 40 процентов населения страны регулярно пользуются водой, не соответствующей гигиеническим нормативам. Вследствие загрязнения питьевой воды химическими веществами и микроорганизмами увеличивается риск смертности (в среднем на 11 тыс. случаев ежегодно) и заболеваемости населения (в среднем на 3 млн. случаев ежегодно).
9. Практически во всех регионах страны сохраняется тенденция к ухудшению состояния земель и почв. Основными негативными процессами, приводящими к деградации земель, почв, изменению среды обитания растений, животных и других организмов, являются водная и ветровая эрозия, заболачивание, подтопление земель, переувлажнение, засоление и осолонцевание почв. Более половины общей площади сельскохозяйственных угодий страны подвержено этим процессам. Не выполняются в установленные сроки мероприятия по рекультивации земель, нарушенных при строительстве, а также при разработке месторождений полезных ископаемых. Общая площадь загрязненных земель, находящихся в обороте, составляет около 75 млн. гектаров. Площадь нарушенных земель, утративших свою хозяйственную ценность или оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, составляет более 1 млн. гектаров. Опустынивание земель в той или иной мере наблюдается в 27 субъектах Российской Федерации на территории площадью более 100 млн. гектаров.
10. Свыше 30 млрд. тонн отходов производства и потребления накоплено в результате прошлой хозяйственной и иной деятельности. По итогам инвентаризации территорий выявлено 340 объектов накопленного вреда окружающей среде, являющихся источником потенциальной угрозы жизни и здоровью 17 млн. человек.
11. Ежегодно образуется примерно 4 млрд. тонн отходов производства и потребления, из которых 55 – 60 млн. тонн составляют твердые коммунальные отходы. Увеличивается количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а размещаются на полигонах и свалках, что приводит к выводу продуктивных сельскохозяйственных угодий из оборота. Около 15 тыс. санкционированных объектов размещения отходов занимают территорию общей площадью примерно 4 млн. гектаров, и эта территория ежегодно увеличивается на 300 – 400 тыс. гектаров.
12. Сохраняется повышенное радиоактивное загрязнение территорий вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, аварии на производственном объединении “Маяк” в 1957 году, деятельности организаций ядерно-топливного цикла и организаций ядерного оружейного комплекса, а также вследствие локальных радиоактивных выпадений после проведения испытаний ядерного оружия.
13. Существенную опасность представляют разливы нефти и нефтепродуктов, что приводит к длительному негативному воздействию на окружающую среду в районах добычи нефти, транспортировки, перевалки и хранения нефти и нефтепродуктов, особенно в Арктической зоне Российской Федерации.
14. По данным государственной наблюдательной сети, на территории Российской Федерации за год регистрируется в среднем около 950 опасных гидрометеорологических явлений (наводнения, засуха, сильный ветер, сильные осадки и другое), наносящих значительный ущерб отраслям экономики и жизнедеятельности населения. Такие явления зачастую становятся источником чрезвычайных ситуаций природного характера (в последние годы более 80 процентов случаев). По экспертным оценкам, материальный ущерб от опасных гидрометеорологических явлений в отдельные годы может достигать 1 процента валового внутреннего продукта.
15. Наблюдаемые опасные геологические явления (землетрясения, вулканическая деятельность, оползни), гляциологические и геокриологические процессы (сходы лавин и ледников, разрушение вечной мерзлоты) наряду с лесными пожарами и опасными процессами биогенного характера (эпидемии, вызванные распространением природно-очаговых заболеваний, в том числе связанных с переносом возбудителей таких заболеваний мигрирующими животными) становятся источником чрезвычайных ситуаций природного характера, число пострадавших от которых ежегодно составляет 100 – 200 тыс. человек.
16. Сохраняется высокий уровень износа (более 60 процентов) основных фондов опасных производственных объектов. Доля аварийных гидротехнических сооружений составляет около 5 процентов. В условиях отсутствия возможности глобальной модернизации экономики возрастает роль безопасной эксплуатации таких объектов, в том числе мелиоративных систем и гидротехнических сооружений.
17. Неблагоприятная окружающая среда является причиной ухудшения здоровья и повышения смертности населения, особенно той его части, которая проживает в промышленных центрах и вблизи производственных объектов.
18. По экспертным оценкам, ежегодно экономические потери, обусловленные ухудшением качества окружающей среды и связанными с ним экономическими факторами, без учета ущерба здоровью людей, составляют 4 – 6 процентов валового внутреннего продукта.
III. Вызовы и угрозы экологической безопасности
19. К глобальным вызовам экологической безопасности относятся:
а) последствия изменения климата на планете, которые неизбежно отражаются на жизни и здоровье людей, состоянии животного и растительного мира, а в некоторых регионах становятся ощутимой угрозой для благополучия населения и устойчивого развития;
б) рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов, что на фоне глобализации экономики приводит к борьбе за доступ к природным ресурсам и оказывает негативное воздействие на состояние национальной безопасности Российской Федерации;
в) негативные последствия ухудшения состояния окружающей среды, включая опустынивание, засуху, деградацию земель и почв;
г) сокращение биологического разнообразия, что влечет за собой необратимые последствия для экосистем, разрушая их целостность.
20. К внутренним вызовам экологической безопасности относятся:
а) наличие густонаселенных территорий, характеризующихся высокой степенью загрязнения окружающей среды и деградацией природных объектов;
б) загрязнение атмосферного воздуха и водных объектов вследствие трансграничного переноса загрязняющих, в том числе токсичных и радиоактивных, веществ с территорий других государств;
в) высокая степень загрязнения и низкое качество воды значительной части водных объектов, деградация экосистем малых рек, техногенное загрязнение подземных вод в районах размещения крупных промышленных предприятий;
г) увеличение объема образования отходов производства и потребления при низком уровне их утилизации;
д) наличие значительного количества объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе территорий, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению;
е) усиление деградации земель и почв, сокращение количества видов растений;
ж) сокращение видового разнообразия животного мира и численности популяций редких видов животных;
з) высокая степень износа основных фондов опасных производственных объектов и низкие темпы технологической модернизации экономики;
и) низкий уровень разработки и внедрения экологически чистых технологий;
к) существенная криминализация и наличие теневого рынка в сфере природопользования;
л) недостаточное финансирование государством и хозяйствующими субъектами мероприятий по охране окружающей среды;
м) нецелевое и неэффективное использование средств, поступающих в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду, возмещения вреда, причиненного окружающей среде, административных штрафов и других экологических платежей и налогов;
н) низкий уровень экологического образования и экологической культуры населения.
21. Внешними угрозами экологической безопасности являются трансграничные загрязнение атмосферного воздуха, лесные пожары, перераспределение стока трансграничных водотоков, создание препятствий для миграции животных, в том числе водных, несанкционированная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, отстрел мигрирующих видов животных, перемещение на территорию Российской Федерации зараженных организмов, способных вызвать эпидемии (эпизоотии, эпифитотии) различного масштаба.
22. На фоне усиления глобальной конкуренции возможны ведение экологически неоправданной хозяйственной и иной деятельности и попытки размещения на территории Российской Федерации экологически опасных производств, а также отходов производства и потребления недобросовестными иностранными или транснациональными бизнес-структурами. Высока вероятность импорта продукции, представляющей повышенную опасность для окружающей среды, жизни и здоровья людей, как в товарном виде, так и после утраты потребительских свойств.
23. В условиях проведения в отношении Российской Федерации политики сдерживания формируется угроза ограничения доступа к иностранным экологически чистым инновационным технологиям, материалам и оборудованию.
IV. Цели, основные задачи, приоритетные направления и механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности
24. Целями государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности являются сохранение и восстановление природной среды, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики, ликвидация накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.
25. Для достижения указанных в пункте 24 настоящей Стратегии целей с учетом вызовов и угроз экологической безопасности должны быть решены следующие основные задачи:
а) предотвращение загрязнения поверхностных и подземных вод, повышение качества воды в загрязненных водных объектах, восстановление водных экосистем;
б) предотвращение дальнейшего загрязнения и уменьшение уровня загрязнения атмосферного воздуха в городах и иных населенных пунктах;
в) эффективное использование природных ресурсов, повышение уровня утилизации отходов производства и потребления;
г) ликвидация накопленного вреда окружающей среде;
д) предотвращение деградации земель и почв;
е) сохранение биологического разнообразия, экосистем суши и моря;
ж) смягчение негативных последствий воздействия изменений климата на компоненты природной среды.
26. Решение основных задач в области обеспечения экологической безопасности должно осуществляться по следующим приоритетным направлениям:
а) совершенствование законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, а также институциональной системы обеспечения экологической безопасности;
б) внедрение инновационных и экологически чистых технологий, развитие экологически безопасных производств;
в) развитие системы эффективного обращения с отходами производства и потребления, создание индустрии утилизации, в том числе повторного применения, таких отходов;
г) повышение эффективности осуществления контроля в области обращения радиационно, химически и биологически опасных отходов;
д) строительство и модернизация очистных сооружений, а также внедрение технологий, направленных на снижение объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ в водные объекты;
е) минимизация (снижение до установленных нормативов) рисков возникновения аварий на опасных производственных объектах и иных чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
ж) повышение технического потенциала и оснащенности сил, участвующих в мероприятиях по предотвращению и ликвидации негативных экологических последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
з) ликвидация негативных последствий воздействия антропогенных факторов на окружающую среду, а также реабилитация территорий и акваторий, загрязненных в результате хозяйственной и иной деятельности;
и) минимизация ущерба, причиняемого окружающей среде при разведке и добыче полезных ископаемых;
к) сокращение площади земель, нарушенных в результате хозяйственной и иной деятельности;
л) осуществление эффективных мер по сохранению и рациональному использованию природных ресурсов, в том числе лесных, охотничьих и водных биологических ресурсов, по сохранению экологического потенциала лесов;
м) расширение мер по сохранению биологического разнообразия, в том числе редких и исчезающих видов растений, животных и других организмов, среды их обитания, а также развитие системы особо охраняемых природных территорий;
н) создание и развитие системы экологических фондов;
о) активизация фундаментальных и прикладных научных исследований в области охраны окружающей среды и природопользования, включая экологически чистые технологии;
п) развитие системы экологического образования и просвещения, повышение квалификации кадров в области обеспечения экологической безопасности;
р) углубление международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и природопользования с учетом защиты национальных интересов.
27. Основными механизмами реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности являются:
а) принятие мер государственного регулирования выбросов парниковых газов, разработка долгосрочных стратегий социально-экономического развития, предусматривающих низкий уровень выбросов парниковых газов и устойчивость экономики к изменению климата;
б) формирование системы технического регулирования, содержащей требования экологической и промышленной безопасности;
в) проведение стратегической экологической оценки проектов и программ развития Российской Федерации, макрорегионов, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также экологической экспертизы и экспертизы проектной документации, экспертизы промышленной безопасности;
г) лицензирование видов деятельности, потенциально опасных для окружающей среды, жизни и здоровья людей;
д) нормирование и разрешительная деятельность в области охраны окружающей среды;
е) внедрение комплексных экологических разрешений в отношении экологически опасных производств, использующих наилучшие доступные технологии;
ж) применение системы сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха для территорий (их частей) городов и иных населенных пунктов с учетом расположенных на этих территориях стационарных и передвижных источников загрязнения окружающей среды;
з) ведение Красной книги Российской Федерации и красных книг субъектов Российской Федерации;
и) реализация стратегий сохранения редких и исчезающих видов растений, животных и других организмов;
к) управление системой особо охраняемых природных территорий;
л) повышение эффективности государственного экологического надзора, производственного контроля в области охраны окружающей среды (производственного экологического контроля), общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) и государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в том числе в отношении объектов животного и растительного мира, земельных ресурсов;
м) повышение эффективности надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных Российской Федерацией полномочий в области охраны и использования объектов животного мира;
н) государственный санитарно-эпидемиологический надзор и социально-гигиенический мониторинг;
о) создание системы экологического аудита;
п) стимулирование внедрения наилучших доступных технологий, создание удовлетворяющих современным экологическим требованиям и стандартам объектов, используемых для размещения, утилизации, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления, а также увеличение объема повторного применения отходов производства и потребления за счет субсидирования и предоставления налоговых и тарифных льгот, других форм поддержки;
р) использование программного подхода в области охраны окружающей среды и природопользования;
с) создание и развитие государственных информационных систем, обеспечивающих федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацией о состоянии окружающей среды и об источниках негативного воздействия на нее, включая государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров;
т) обеспечение населения и организаций информацией об опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлениях, о состоянии окружающей среды и ее загрязнении.
V. Механизмы оценки состояния экологической безопасности и контроля за реализацией настоящей Стратегии
28. Оценка состояния экологической безопасности осуществляется с использованием следующих основных индикаторов (показателей):
а) доля территории Российской Федерации, не соответствующей экологическим нормативам, в общей площади территории Российской Федерации;
б) доля населения, проживающего на территориях, на которых состояние окружающей среды не соответствует нормативам качества, в общей численности населения Российской Федерации;
в) доля населения, проживающего на территориях, на которых качество питьевой воды не соответствует санитарным нормам, в общей численности населения Российской Федерации;
г) соотношение объема выбросов парниковых газов в текущем году с объемом указанных выбросов в 1990 году;
д) объем образованных отходов I класса опасности на единицу валового внутреннего продукта;
е) объем образованных отходов II класса опасности на единицу валового внутреннего продукта;
ж) объем образованных отходов III класса опасности на единицу валового внутреннего продукта;
з) объем образованных отходов IV класса опасности на единицу валового внутреннего продукта;
и) объем образованных отходов V класса опасности на единицу валового внутреннего продукта;
к) доля утилизированных и обезвреженных отходов I класса опасности в общем объеме образованных отходов I класса опасности;
л) доля утилизированных и обезвреженных отходов II класса опасности в общем объеме образованных отходов II класса опасности;
м) доля утилизированных и обезвреженных отходов III класса опасности в общем объеме образованных отходов III класса опасности;
н) доля утилизированных и обезвреженных отходов IV класса опасности в общем объеме образованных отходов IV класса опасности;
о) доля утилизированных и обезвреженных отходов V класса опасности в общем объеме образованных отходов V класса опасности;
п) доля ликвидированных объектов накопленного вреда окружающей среде в общем объеме таких объектов;
р) доля нарушенных земель в общей площади территории Российской Федерации;
с) доля особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения в общей площади территории Российской Федерации;
т) доля территорий, занятых лесами, в общей площади территории Российской Федерации.
29. Контроль за реализацией настоящей Стратегии осуществляется путем определения оптимальных значений индикаторов (показателей) состояния экологической безопасности и оценки достижения этих значений. Результаты оценки достижения значений указанных индикаторов (показателей) представляются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в Правительство Российской Федерации и отражаются в ежегодном докладе Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Президенту Российской Федерации о состоянии национальной безопасности государства и мерах по ее укреплению.
30. Перечень индикаторов (показателей) состояния экологической безопасности может уточняться по результатам контроля за реализацией настоящей Стратегии и в процессе развития нормативно-правовой базы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования.
VI. Результаты реализации настоящей Стратегии, источники и механизмы ее ресурсного обеспечения
31. Результатами реализации настоящей Стратегии должны стать обеспечение экологической безопасности (включая сохранение и восстановление природной среды), качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики, ликвидация накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности, обеспечение гидрометеорологической безопасности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.
32. Основными инструментами реализации настоящей Стратегии являются государственные программы Российской Федерации и непрограммные направления деятельности, государственные программы субъектов Российской Федерации и муниципальные программы, разработанные с учетом настоящей Стратегии. Финансирование мероприятий, предусмотренных настоящей Стратегией, осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, предусмотренных на реализацию указанных программ на соответствующий год, а также за счет внебюджетных источников.
33. Содействие государства в реализации задач, определенных настоящей Стратегией, на территориях отдельных субъектов Российской Федерации или в интересах отдельных промышленных предприятий может осуществляться с использованием различных финансовых или нефинансовых схем и механизмов.
VII. Задачи, функции и порядок взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации в целях реализации настоящей Стратегии
34. Реализация настоящей Стратегии осуществляется путем проведения государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности.
35. Государственная политика в сфере обеспечения экологической безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и проводится федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Граждане и общественные объединения участвуют в проведении государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
36. Основные направления, цели и приоритеты обеспечения экологической безопасности определяются Президентом Российской Федерации.
37. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в рамках своих конституционных полномочий осуществляют законодательное регулирование в сфере экологической безопасности.
38. Правительство Российской Федерации организует реализацию государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности и ежегодно представляет Президенту Российской Федерации доклад о состоянии экологической безопасности и мерах по ее укреплению.
39. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в реализации настоящей Стратегии в пределах своих полномочий.
40. Функции и полномочия по осуществлению мониторинга и оценки состояния экологической безопасности возлагаются на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
Еще больше новостей экологии читайте на сайте eznews.ru. При копировании информации не забудьте поставить ссылку на наш сайт eznews.ru.