Ка-62 — российский перспективный многоцелевой вертолёт, разработанный ОАО «Камов» на основе военной модификации Ка-60. Родство с военными вертолетами у Ка-62 заключается в наличии закрытого рулевого винта типа «фенестрон».

Начало разработки вертолёта

В 1981 году, когда ОКБ Камова получило задание разработать новый вертолет для армейской авиации, отличающийся небольшой грузоподъемностью. Цель создания вертолета – заменить выбывающие списываемые Ми-2 и занять нишу между легкими и тяжелыми вертолетами для экплуатации в случаях, когда экономически нецелесообразно использовать Ми-8. Так началась разработка военного вертолета К-60, должен был развивать скорость до 320 км/ч. Для достижения указанных характеристик камовцы впервые изменили традиционной для них соосной винтовой схеме в пользу классической одиночной.

В начале 1990-х годах государственное финансирование на конструкторские работы прекратился. ОКБ Камова принимает решение в инициативном порядке создать гражданскую версию Ка-60 под кодом Ка-62. В Ка-62 сохранилась одна из ярких деталей военной версии – хвостовой винт закрытой схемы типа «финестрон». Винт закрыт в килевой кожух, что делает его более безопасным для людей и лучше защищенным от повреждений. При меньшем диаметре винт-финестрон вращается быстрее и вызывает меньше вибраций.

В 1991 году макет нового вертолета демонстрировался на первом международном авиасалоне в Москве и даже заинтересовал некоторых потенциальных заказчиков. Однако проблемы с финансированием не позволили запустить серийное производство ни Ка-62, ни военного Ка-60 (хотя последний совершил в 1997 году первый полет). Проект был заморожен.

Возрождение Ка-62

В 2010 году холдинг «Вертолеты России» возобновляет проект Ка-62. Правда вместо российских турбовальных двигателей РД-600 на машину были установлены французские Turbomeca Ardiden 3G.

На момент начала 2022 года было построено 3 прототипа для летных испытаний. Все они собраны Арсеньевской авиационной компанией «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина в Приморском крае. Сейчас же ведутся работы по замене иностранных комплектующих отечественными и ожидается, что к 2025 году обновленная версия Ка-62 пройдет сертификацию и может пойти в серийное производство. Производственные мощности ААК «Прогресса» рассчитаны на выпуск до 45 вертолетов в год.

Сферы применения вертолёта Ка-62:

  • транспортировка пассажиров;
  • транспортировка грузов;
  • спасательные операции;
  • работы в нефтегазовой области.

Технические характеристики Ка-62:

  • Экипаж: 1—2 человека
  • Пассажировместимость: до 15 человек
  • Грузоподъёмность: 2200 кг (на внешней подвеске: 2500 кг)
  • Длина: 13,50 м (без несущего винта)
  • Диаметр несущего винта: 13,80 м
  • Диаметр рулевого винта: 1,40 м
  • Высота: 4,87 м
  • Максимальная взлётная масса: 6500 кг или 6800 кг с грузом на внешней подвеске
  • Силовая установка: 2 × ТВаД Turboméca Ardiden 3G (Франция), в перспективе ВК-1600В
  • Мощность двигателей: 2 × 1776 л. с. (на взлётном режиме)
  • Габариты пассажирской кабины: длина 4,10 м, ширина 1,74 м, высота: 1,30 м

Лётные характеристики вертолёта Ка-62:

  • Максимально допустимая скорость: 310 км/ч
  • Крейсерская скорость: 290 км/ч
  • Практическая дальность: 720 км
  • Перегоночная дальность: 1135 км
  • Практический (динамический) потолок: 6100 м
  • Статический потолок: в зоне влияния земли 3800 м и вне зоны влияния земли 3200 м
  • Скороподъёмность: 14 м/с
  • Может эксплуатироваться при температурах от –50 до +50

Ка-62 может взлетать с аэродромов, нефтяных платформ и неподготовленных площадок (грунтовые площадки). По различным оценкам, потребность рынка в вертолете Ка-62 на ближайшие 10 лет составляет порядка 260 машин.