Ка-62 — российский перспективный многоцелевой вертолёт, разработанный ОАО «Камов» на основе военной модификации Ка-60. Родство с военными вертолетами у Ка-62 заключается в наличии закрытого рулевого винта типа «фенестрон».
Начало разработки вертолёта
В 1981 году, когда ОКБ Камова получило задание разработать новый вертолет для армейской авиации, отличающийся небольшой грузоподъемностью. Цель создания вертолета – заменить выбывающие списываемые Ми-2 и занять нишу между легкими и тяжелыми вертолетами для экплуатации в случаях, когда экономически нецелесообразно использовать Ми-8. Так началась разработка военного вертолета К-60, должен был развивать скорость до 320 км/ч. Для достижения указанных характеристик камовцы впервые изменили традиционной для них соосной винтовой схеме в пользу классической одиночной.
В начале 1990-х годах государственное финансирование на конструкторские работы прекратился. ОКБ Камова принимает решение в инициативном порядке создать гражданскую версию Ка-60 под кодом Ка-62. В Ка-62 сохранилась одна из ярких деталей военной версии – хвостовой винт закрытой схемы типа «финестрон». Винт закрыт в килевой кожух, что делает его более безопасным для людей и лучше защищенным от повреждений. При меньшем диаметре винт-финестрон вращается быстрее и вызывает меньше вибраций.
В 1991 году макет нового вертолета демонстрировался на первом международном авиасалоне в Москве и даже заинтересовал некоторых потенциальных заказчиков. Однако проблемы с финансированием не позволили запустить серийное производство ни Ка-62, ни военного Ка-60 (хотя последний совершил в 1997 году первый полет). Проект был заморожен.
Возрождение Ка-62
В 2010 году холдинг «Вертолеты России» возобновляет проект Ка-62. Правда вместо российских турбовальных двигателей РД-600 на машину были установлены французские Turbomeca Ardiden 3G.
На момент начала 2022 года было построено 3 прототипа для летных испытаний. Все они собраны Арсеньевской авиационной компанией «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина в Приморском крае. Сейчас же ведутся работы по замене иностранных комплектующих отечественными и ожидается, что к 2025 году обновленная версия Ка-62 пройдет сертификацию и может пойти в серийное производство. Производственные мощности ААК «Прогресса» рассчитаны на выпуск до 45 вертолетов в год.
Сферы применения вертолёта Ка-62:
- транспортировка пассажиров;
- транспортировка грузов;
- спасательные операции;
- работы в нефтегазовой области.
Технические характеристики Ка-62:
- Экипаж: 1—2 человека
- Пассажировместимость: до 15 человек
- Грузоподъёмность: 2200 кг (на внешней подвеске: 2500 кг)
- Длина: 13,50 м (без несущего винта)
- Диаметр несущего винта: 13,80 м
- Диаметр рулевого винта: 1,40 м
- Высота: 4,87 м
- Максимальная взлётная масса: 6500 кг или 6800 кг с грузом на внешней подвеске
- Силовая установка: 2 × ТВаД Turboméca Ardiden 3G (Франция), в перспективе ВК-1600В
- Мощность двигателей: 2 × 1776 л. с. (на взлётном режиме)
- Габариты пассажирской кабины: длина 4,10 м, ширина 1,74 м, высота: 1,30 м
-
Лётные характеристики вертолёта Ка-62:
- Максимально допустимая скорость: 310 км/ч
- Крейсерская скорость: 290 км/ч
- Практическая дальность: 720 км
- Перегоночная дальность: 1135 км
- Практический (динамический) потолок: 6100 м
- Статический потолок: в зоне влияния земли 3800 м и вне зоны влияния земли 3200 м
- Скороподъёмность: 14 м/с
- Может эксплуатироваться при температурах от –50 до +50
Ка-62 может взлетать с аэродромов, нефтяных платформ и неподготовленных площадок (грунтовые площадки). По различным оценкам, потребность рынка в вертолете Ка-62 на ближайшие 10 лет составляет порядка 260 машин.